|
Методика
Вальдорфская педагогика или
педагогика Рудольфа Штейнера распространена сегодня по всему миру
и развивается в России больше 10 лет. Основные её принципы по
сути своей являются общечеловеческими принципами, отчего она и
может жить на любой национальной и культурной почве. Хотя первоначальный
импульс пришел из Европы,
все-таки уже сейчас вольдорфская педагогика живет в российских
условиях. Элементы традиционной народной культуры: песни, игры,
стихи, танцы, сезонные праздники, ремесла органично вливающиеся
в педагогическую деятельность.
В данный момент в России работают
около 70 вальдорфских садов и отдельных групп, что свидетельствует
о положительной адаптации вальдорфской педагогики в наших условиях.
В центре внимания вальдорфской пелагогики
стоит ребенок со своей индивидуальной задачей и судьбой в этом
мире. Ребенок не является ни <<чистым листом>>, ни генетически
предопределенным, но индивидуальным существом, нуждающимся в нашей
любви и заботе. Он нуждается в нашем сопровождении, когда входит
в мир и находит в нем свое место. Ребенок рождается беспомощным
и ожидает её от нас. Но он приносит с собой от рождения две способности,
благодаря которым он осваивает мир: способность к подражанию и
огромную силу воли. Ребенок полностью предан впечатлениям окружающего
мира. Все внешние воздействия: цвет, звук, тепло, запах оказываются
для него очень важными. Взрослый точно воспроизводит на сетчатке
глаза образ внешнего мира.
Ребенок же не только зрением, но и всей своей телестностью принимает
и воспроизводит в себе воздействие окружающего мира. Поэтому Рудольф
Штейнер говорит, что ребенок весь является органом чувств с интенсивной
возможностью восприятия. Все происходящее в его окружении, производит
на ребенка глубокое впечатление, но одновременно побуждает его
повторить усвоенное, воспроизвести самостоятельно. Самым основным
человеческим умением: ходьбе, речи и мышлению ребенок научается
в первые три года благодаря подражанию. Люди ходят и стоят- и
ребенок начинает ходить. Люди говорят друг с другом- и ребенок
ичится речи. Люди живут осмысленно- и ребенок начинает думать.
Подражание живет в ребенке как внутренний импульс. В первые семь
лет он по-настоящему учится только через подражание. Но в условиях
правильного ученья всегда будет то, чему ребенок может подражать.
Это значит, что, окружающие ребенка, все время служат ему примером
и
в движении, и в речи, и в понимании, и в действии. И если люди
хотят добра ребенку, все их действия должны быть осмысленными,
красивыми, добрыми и, значит, заслуживающими повторения.
Мы видим маленького ребенка как
волевое существо. Воля - это не желания и хотения, но глубокая
склонность к действию, стремление перевести свои переживания в
поступки. Поэтому ребенок гораздо лучше учится не через объяснения,
но через действия. Всё, что он видит, он хочет повторить, а если
не удается, он готов пробовать еще и еще. Ребенок не склонен сидеть
и выслушивать объяснения. Он расположен действовать и, действуя,
узнавать. Ему хочется всё потрогать, проверить, рассмотреть, испытать.
И в нашей педагогической деятельности мы должны предоставить ребенку
широкие возможности для собственных опытов. И в то же время не
лишить его нашей заботы. Нам надо благожелательно и разумно вести
ребенка, давая ему возможность через подражание и совместное действие
правильно развиваться и осваивать мир.
Что же такое детский сад? Он
не может быть камерой хранения, где дети содержатся некоторое
время, но местом, где ребенок живет полноценной жизнью и в игровой
форме развивает свои способности. Ребенок находится в окружении
жизненно важных и необходимых действий, совершаемых взрослыми,
и может подражать этим действиям и участвовать в них. Мы видим
в детях огромную потребность в движении, в действии - мы должны
считаться с этой потребностью. Ребенок учится, действуя, во время
действия; он активен и, в то же время, восприимчив: он активно
познает, действуя. Основной источник его Деятельности лежит в
подражании. Что ребенок видит, то он и хочет делать. Поэтому вся
наша работа в детском саду строится на основе примера и подражания.
Дети могут развивать свои действия с помощью тех вещей, которые
их окружают. Следовательно, наша задача - предоставить детям достаточный
и правильный игровой материал, обеспечить их действия необходимыми
игрушками,
материалами и предметами быта. Ребенок любит действовать и умеет
находить в этом радость. Мы должны предоставить ему обширное поле
деятельности, где он мог бы найти эту радость, найти богатые и
разнообразные впечатления, где он мог бы учиться и обогащать свой
опыт благодаря ритму и повторению. Ибо ритмическое повторение
помогает ребенку действительно научиться чему-либо. Одновременно
правильный ритм в повторение ведут к ясности и порядку, в которых
ребенок нуждается для подражания и деятельности.
|